Стеклопластиковая арматура в строительстве в России и за рубежом

Печать

Потребители часто задают вопросы — для чего нужна стеклопластиковая арматура, насколько она выгодна, применялась ли ранее; если применялась, то где?

Специалисты компании «СпецАрматура­Уфа» всегда рады ответить на вопросы своих клиентов и подготовили специальный обзор по истории применения стеклопластиковой арматуры.

Исследования по созданию, изучению, применению стеклопластиковой арматуры были начаты ещё в СССР, в 60-­х годах прошлого века. Интерес к неметаллической арматуре возник с расширением применения армированных бетонных смесей в конструкциях ответственных сооружений, эксплуатируемых в сильно агрессивных средах. Где стальная арматура не обеспечивает необходимую коррозионную стойкость. Появилась насущная необходимость в арматуре обладающей антимагнитными и диэлектрическими свойствами.

Она нашла своё применение в конструкциях из бетонов различных марок, в фундаментах, сваях, в конструкциях взаимодействующих с агрессивной средой. Благодаря своим диэлектрическим свойствам в электролизных ваннах, ригелях эстакад, балках, опорных конструкциях конденсаторных батарей, безизоляторных траверсах и др. конструкциях.

В 1976 г. были построены несколько складских помещений в районах г.Рогачев и г.Червень. Несущие наклонные элементы верхней части арок складов армированы 4-мя предварительно напряжёнными стеклопластиковыми стержнями диаметром 6 мм.

Эти стержни размещены в двух пазах сечением 10 х 18 мм, выбранных в нижней пластине элементов. Приопорные участки элементов (в коньковом и опорных узлах) усилены накладками из деревянных досок толщиной 20 мм.

Экономия дерева в несущих армированных элементах составила 22%, общий вес конструкции уменьшился на 20%.Стоимость сооружения по сравнению с другими такими же проектами складов снизилась в 1,7 раза.

На кислотной станции Светлогорского комбината по производству искусственного волокна перекрытия над технологическими галереями сделаны из полимербетона ФАМ со стеклопластиковой арматурой. Плиты с предварительным напряжением ребёр и плиты в поперечном направлении армировали стеклопластиковыми стержнями диаметром 6 мм.

Распределительная арматура полки сделана без предварительного напряжения. Экономический эффект превысил 20%, в результате снижения затрат на 1 м2 перекрытия.

В 1969 г. ИСиА Госстроя БССР совместно с ГПИ «Сельэнергопроект» (г. Москва) разработаны и исследованы электроизолирующие траверсы для ЛЭП­10 кВ и ЛЭП­35 кВ. В 1970 г. в районе Костромы был сдан в эксплуатацию опытный участок ЛЭП­10 кВ со стеклопластбетонными траверсами.

В 1972 г. в районе Ставрополя сдан в эксплуатацию опытный участок ЛЭП­35 кВ с электроизолирующими стеклопластбетонными траверсами. Конструкция траверса состояла из 3-х предварительно напряжённых стеклопластбетонных элементов (лучей), соединённых болтами на стальной пластине, которые хомутами закреплялись на вершине железобетонной опоры.

В 1975 г. в г.Гродно и г. Солигорске сданы в эксплуатацию 2-а экспериментальных участка ЛЭП­10 кВ с траверсами из стеклопластбетона. Составная конструкция траверсы- трёхлучевая, включает в себя 2-а прямолинейных, предварительно напряжённых стеклопластбетонных элемента: горизонтального, на котором расположены 2-а провода и вертикального, на вершине которого крепится 3-й провод. Сборная траверса основанием вертикального элемента закреплена к железобетонной опоре ЛЭП с использованием стальных хомутов. Траверсы сделаны из электроизолирующего бетона. Арматура – 4-е стержня диаметром 6 мм в каждом элементе.

В 1979 г. в районе г. Батуми сданы в эксплуатацию 2-а экспериментальных участка опор ЛЭП на 0,4 и 10 кВт с траверсами из бетонополимера, армированного стеклопластиковой арматурой диаметром 6 мм. Годовой экономический эффект от внедрения стеклопластбетонных безизоляторных траверс на 1км линии электропередач составил 61,01 руб.

На Усть­-Каменогорском комбинате цветной металургии освоено производство предварительно напряжённых электролизных ванн из ФАМ полимербетона, армированного стеклопластиковыми стержнями диаметром 6 мм. Размерами ванны в плане 1080 х 2300 мм, высота 1650 мм, толщина стенки 100 мм. Днище и стенки армированы двойной симметричной арматурой с шагами стержней 200 мм.

Экономический эффект на одну ванну (без учёта затрат, связанных с остановкой производства при замене железобетонных ванн) —­ 1015,5 руб. Объекты агропромышленного комплекса в Липецкой обл. (птичники и свинофермы) используют стеклопластиковую арматуру в качестве армирующей основы для монолитных фундаментов.

Во Владимирской области из стеклопластиковой арматуры строятся три 12­-ти этажных дома. Однако в виду повышенной ответственности, применяется и армирование стальной арматурой, на особо важных участках.

При помощи стеклопластиковой арматуры в Пермском крае проложено несколько километров дорожного полотна высокого качества. В Белгородской обл. возводятся фундаменты жилых индивидуальных домов с армированием из стеклопластиковой арматуры. В США стеклопластиковая арматура Parafil применена в конструкциях фундамента и пола при строительстве госпиталя Сан­Антонио (штат Техас).

В условиях российского рынка использование стеклопластиковой арматуры оправдано и рекомендовано для:
1. Улучшения теплотехнических характеристик стен, применяется для АКС в трехслойных стеновых панелях, в качестве гибких связей;
2. В конструкциях, подвергающихся постоянному тепловому режиму не выше 600 С и кратковременному до 1000 С;
3. В несущих конструкциях бассейнов, при толщине стенки от 200 мм;
4. Применять арматуру в зданиях — индивидуальных жилых домах и малоэтажных коммерческих зданиях до 3­-х этажей (включительно);
5. Применять арматуру на объектах АПК (птичники, свинарники, коровники), т.к. арматура не содержит фенольных смол, что подтверждается санитарно­гигиеническим заключением;
6. Использовать арматуру на объектах дорожного строительства (в полотнах интенсивного движения транспорта в качестве несущей).

Стеклопластиковая арматура в строительстве мостов.

В 1975 г. было закончено строительство первого клееного деревянного моста длиной 9 м. Проект Хабаровского политехинститута (кафедры «Мосты и тоннели»). Его балки, поперечным сечением 20х60 см, изготовлены из древесины и армированы 4-мя предварительно напряжёнными пучками из 4-х стеклопластиковых стержней диаметром 4 мм.

В Приморском крае в1981 г. ч-з р. Шкотовка построен 2-й мост с использованием стеклопластиковой арматуры. Пролёт моста состоит из шести металлических двутавров №45, предварительно напряженных затяжками из 12-ти стеклопластиковых стержней диаметром 6 мм. Монолитная железобетонная плита соединяет балки проезжей части. Каждый пролет имеет длину 12 м, размеры проезжей части и тротуаров — Г8+2х1м Расчётные нагрузки Н­30, НК­80.

В Хабаровском крае в 1989 г. закончено строительство моста с применением стеклопластиковой арматуры. В поперечнике пролётного строения 15 м длины установлено 5 ребристых (без уширения в нижней зоне) балок. Сами пролёты изготовлены комбинированными: одним типовым пучком из стальных проволок и 4-я пучками по 24-е стеклопластиковых стержня диаметром 6 мм в каждом. Армирование балок не напрягаемой арматурой классов А­I и А­II было оставлено без конструкторских изменений. В 80­-е годы прошлого века, в Германии применили стеклопластиковую арматуру для армирования железобетонных мостов. Мост для движения пешеходов в г.Дюссельдорфе и на Уленбергштрассе — автодорожный. С 2-я пролётами, шириной 15 м, армированный стеклопластиковыми стержнями. Открыт для движения в 1987 г. Максимальная нагрузка для транспорта составляет 600 кН. Длина 2-х пролётов — 21,3 и 25,6 м.

В Японии в 1986 г. и 1988 г. построены мосты, в конструкции которых применена стеклопластиковая арматура. Начато использование неметаллической арматуры в сооружениях контактирующих с агрессивной морской средой.